• facebook
  • twitter
  • delicious
  • instagram
  • digg

Образовательная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность программы

     Дополнительная общеразвивающая программа «Мусульманское право (Фикх)» относиться к исламским наукам, создана для общего развития Мусульман, изучения дополнительного материала для закрепления знаний по науки Мусульманское право. Разработана в соответствии:

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013г. № 1008);
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-Ф3).

Адресат программы студенты обучающиеся или планируемы обучаться по тематике программы в возрасте от 18 лет, Мусульмане, посещающие службу в Мечете, программа является дополнительной общеразвивающей.


Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся в группах, планируемое количество групп 6. Обучение групп проводиться по расписанию. С постоянным составом учащихся. Учащиеся набираются по желанию. Оптимальная численность учебной группы 12 учащихся.

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.

Объём и срок освоения программы. Срок реализации – 1 год, количество учебных часов – 36.

Режим занятий. Количество часов в неделю: 1 час, периодичность: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час – 45 минут с 15-минутным перерывом.

Форма обучения: очная.

Цель программы: формирование у учеников глубоких знаний в области Мусульманского права.

 

Задачи программы:

 Обучающие:

  • осветить исторический аспект развития науки мусульманское право;
  • приобретение системы знаний об основных нормах мусульманского культа, хозяйственного и семейного права.

 Развивающие:

— развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

— развивать способность регулировать свои чувства сдерживать их нежелательное проявление.

 

Воспитательные:

— воспитывать доброжелатель­ное отношение в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку друг другу; 

— прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;

— прививать трудолюбие и аккуратность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими навыками:

— способностью к самоорганизации и самообразованию;

— способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;

— способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры;

— способностью использовать теоретические религиоведческие знания и

методы религиоведческого исследования на практике;

— способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую

религиоведческую информацию.

Выпускник, освоивший дисциплину:

 

Должен знать:

— особенности и характер формирования канонических текстов ислама и их анализ;

— основные нормы мусульманского культа, хозяйственного и семейного права;

Должен уметь:

— анализировать религиозные источники различными методами;

— применять на практике нормы мусульманского культа, хозяйственного и семейного права;

Должен владеть:

— терминологическим аппаратом, необходимым для понимания религиозных текстов ислама;

— навыками изложения религиозно-философских идей и выделения в них отдельных аспектов;

— навыками публичного выступления и ведения дискуссии.

Должен демонстрировать способность и готовность:

— свободно оперировать понятийным аппаратом курса;

— анализировать основные этапы развития мусульманского права, как мусульманской науки.

icons8-перетащить-влево

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Раздел дисциплины/модуляЛекцииПрактикаСамостоятельная работа
1Модуль 1. Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина.     2       1            0
2Модуль 2. Акыда – Вероучение. Религия ислам и её особенности.     2       1            0
3Модуль 3. Иман – Вера.     1       2            6
4Модуль 4. Ибадат – Поклонение.     1       2            6
5Модуль 5. Очищение.     1       2            6
6Модуль 6. Молитва.     1       2            6
7Модуль 7. Пост.     1       2            6
8Модуль 8. Закят. Хадж. Курбан.     1       2            6
9Модуль 9. Ахляк – Нравственность.     1       2 
10Модуль 10. Обязанности мусульманина.     1       2             0
11Модуль 11. Обязанности перед семьей.     1       2            0
12Модуль 12. Обязанности перед окружающими.     1        1             0
13Итоговая аттестация         1 
 Всего часов:     14       22              36

 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

Модуль 1. Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина.

Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина; история становления;

Модуль 2. Акыда – Вероучение. Религия ислам и её особенности.

Что такое религия. Ислам среди других религий. Цель религии ислам. Особенности религии ислам;

Модуль 3. Иман – Вера.

Исламские свидетельства. Основы веры. Люди с точки зрения веры. Вера, дающая человеку спокойствие и счастье;

Модуль 4. Ибадат – Поклонение.

Что такое ибадат. Виды ибадата. Степени ибадата. Что дает ибадат. Ислам. Что значит ислам. Столпы ислама. Кто такой мукалляф и его обязанности;

Модуль 5. Очищение.

Какое значение придает этому ислам. Виды воды. Польза от омовения. Фарды омовения. Сунна омовения. Как совершается омовение. Нежелательные действия при омовении. Обстоятельства, нарушающие омовение;

Модуль 6. Молитва.

Значимость молитвы и кто обязан совершать молитву. Время молитв. Виды молитв. Фарды молитв. Ваджибы молитв. Сунны молитв. Культура молитвы. Обстоятельства нарушающие молитву. Нежелательные действия во время молитвы;

Модуль 7. Пост.

Значение поста. Польза поста. Для кого обязателен пост в месяце Рамадан. Что дает сахур и ифтар. Когда и как совершается намерение на пост. Виды поста. Причины, разрешающие перенести соблюдение поста месяца Рамадан на другое время. Искупление «Фидия». Положение того, кто без причины не соблюдал пост в месяц Рамадан. Действия, нарушающие пост и требующие совершения кадаъа и каффарата;

Модуль 8. Закят. Хадж. Курбан.

Что такое закят. В чем польза закята. Кто выплачивает закят. Нисаб. Кому выплачивается закят. Значение хаджа и что он дает. Для кого и когда обязателен хадж. Виды хаджа. Важность жертвоприношения Курбан. Для кого обязателен Курбан. Как и когда выполняется Курбан;

Модуль 9. Ахляк – Нравственность.

Место нравственности в Исламе. Роль веры и поклонения в нравственном совершенствовании человека. Пророк Мухаммад пример высокой нравственности. Мусульманская нравственность и труд;

Модуль 10. Обязанности мусульманина.

Обязанность пред Всевышним, пророком и св. Кораном. Обязанности перед самим собой. Культура гостеприимства. Культура приема пищи. Культура речи. Другие правила поведения;

Модуль 11. Обязанности перед семьей.

Значение семьи в Исламе. Обязанности членов семьи. Обязанности перед родственниками. Обязанности перед соседями;

Модуль 12. Обязанности перед окружающими.

Обязанность перед людьми. Обязанности перед животными. Нравственные обязанности мусульманина. Изречения пророка Мухаммада о нравственности.

 

 

 Комплекс организационно-педагогических условий

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Количество учебных недель: 36 недель, 1 ак. часа в неделю, 1 день в неделю, 1 час в день.

Учебных дней: 36 дней.

Общее количество учебных часов: 36 ак. час.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Техническое оснащение программы

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации учебного пространства в Мечети.

Учебный класс для занятий должна быть хорошо освещен и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, учебной литературой.

Частное учреждение дополнительного образования «Воскресная исламская школа Аль-Фатиха» имеет в распоряжении нежилое помещение с учебным классом, расположенными по адресу: 121293, город Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Дорогомилово, улица Минская, дом 2Б, этаж 2, помещение I, комната 3 (Учебный кабинет 1).

Учебный Кабинет 1 оборудован: Столы учеников- 6 шт; Стулья учеников- 12 шт; Стол преподавателя- 1 шт; Стул преподавателя- 1 шт; Доска- 1 шт; Шкаф- 2 штуки; Учебная литература.

Дидактические материалы применятся в зависимости от вида учебного занятия – это могут быть раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе- дополнительной общеразвивающей программе «Мусульманское право» (для взрослых) проводится квалифицированными специалистами, имеющими высшее образование, обладающими соответствующими знаниями и практическим опытом работы.

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая изучения учебного материала и прохождения итоговой аттестации.

Обучение может проходить по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом образовательной организации.

Продолжительность учебного процесса по программе дополнительного образования в соответствии с индивидуальным учебным планом может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.      

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

          Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются, фиксируются и демонстрируются в формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, анкетирования и тестирования, анализа готового изделия или защиты творческих работ, открытого занятия, электронной версии портфолио работ и достижений учащихся, журнал посещаемости, журнал наблюдений. По прохождению обучения и сдачи итоговой работы ученик получает Сертификат о прохождении обучения.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для оценки усвоения обучающимися содержания образовательной программы предложена следующая система оценивания:

1 баллначальный уровень- Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности. На итоговой аттестации показывают недостаточное знание материала, работа не соответствует требованиям;

2 балласредний уровень- Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговой аттестации показывают хорошее знание материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки;

3 баллавысокий уровень- Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. На итоговом тестировании показывают отличное знание материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт.

Для промежуточного и итогового контроля используются различные формы диагностики: разработаны тематические тестовые материалы, анкеты, критерии оценки итоговых работ. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

 

Примерные вопросы итоговой аттестации:

  1. Что такое религия?
  2. Что такое иман?
  3. Что такое ибадат?
  4. Что дает ибадат?
  5. Что значит ислам?
  6. Кто такой мукалляф?
  7. Как совершается омовение?
  8. Как совершается молитва?
  9. Когда совершается молитва?
  10. Что дает совершение молитвы?
  11. Что читается после молитвы?
  12. Как и когда совершается саджда саху?
  13. В чем значение поста?
  14. В чем польза поста?
  15. Для кого обязателен пост в месяце Рамадан?
  16. Что дает сахур и ифтар?
  17. Когда и как совершается намерение на пост?
  18. Что такое закят?
  19. В чем польза закята?
  20. Кто выплачивает закят?
  21. Кому выплачивается закят?
  22. Что такое хадж?
  23. В чем значение хаджа?
  24. Для кого и когда обязателен хадж?
  25. Как совершается хадж?
  26. Как совершается умра?
  27. Что такое Курбан?
  28. Для кого обязателен Курбан?
  29. Как и когда выполняется Курбан?
  30. Как надо поступать со шкурой и мясом жертвенного животного?
  31. Каких животных можно использовать в пищу?
  32. Каких животных нельзя использовать в пищу?
  33. Что такое Ахляк?
  34. Какие обязанности пред Всевышним?
  35. Какие обязанности пред пророком?
  36. Какие обязанности пред св. Кораном?
  37. Какие обязанности перед самим собой?
  38. В чем заключается культура гостеприимства?
  39. В чем заключается культура приема пищи?
  40. В чем заключается культура речи?
  41. Какие правила поведения в обществе вы знаете?
  42. Какие правила поведения в мечети вы знаете?
  43. Какие обязанности членов семьи?
  44. Какие обязанности родителей?
  45. Какие обязанности перед соседями?
  46. Какие обязанности перед людьми?
  47. Какие обязанности перед животными?
  48. Какие обязанности перед родственниками?
  49. Какие изречения пророка Мухаммада о нравственности вы знаете?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 Основные методы и формы работы с учащимися:

  • Информационно- рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через самостоятельную работу с литературой.
  • Наглядные методы (использование динамической и статической, предметной наглядности, работа с раздаточным материалом)
  • репродуктивные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы (тренировочные занятия, самостоятельное выполнение заданий);
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
 

Перечень учебно-методического

обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe.

Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к контролю по дисциплине.

 

Формы организации учебных занятий.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит учеников с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Тренировочные занятия – практические занятия, на которых проводится отработка навыков и умений по изученной теме.

Лекция — устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Дискуссия — всестороннее обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы — расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

 

Педагогические технологии 

— технология индивидуализации обучения — форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы  деятельности ученика к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

—  технология группового обучения — при групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

— технология проблемного обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Литература для обучающихся

  1.  Гайнутдин, Р. И. Ханафитская акида: основы исламской теологии / Р. И. Гайнутдин. — Н. Новгород.: ИД «Медина», 2012. — 145 с.
  2. Аляутдинов, Ш. Р. Мусульманское право. 1–2 уровни / Ш. Р. Аляутдинов. — СПб: Диля, 2010. — 496 с.
  3. Языджи, С. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). Пер. с тур. / С. Языджи. — М.: ИД «Читай», 2021. — 366 с.