ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мусульманское право (Фикх)» относиться к исламским наукам, создана для общего развития Мусульман, изучения дополнительного материала для закрепления знаний по науки Мусульманское право. Разработана в соответствии:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013г. № 1008);
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-Ф3).
Адресат программы – студенты обучающиеся или планируемы обучаться по тематике программы в возрасте от 18 лет, Мусульмане, посещающие службу в Мечете, программа является дополнительной общеразвивающей.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группах, планируемое количество групп 6. Обучение групп проводиться по расписанию. С постоянным составом учащихся. Учащиеся набираются по желанию. Оптимальная численность учебной группы 12 учащихся.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.
Объём и срок освоения программы. Срок реализации – 1 год, количество учебных часов – 36.
Режим занятий. Количество часов в неделю: 1 час, периодичность: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час – 45 минут с 15-минутным перерывом.
Форма обучения: очная.
Цель программы: формирование у учеников глубоких знаний в области Мусульманского права.
Задачи программы:
Обучающие:
- осветить исторический аспект развития науки мусульманское право;
- приобретение системы знаний об основных нормах мусульманского культа, хозяйственного и семейного права.
Развивающие:
— развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
— развивать способность регулировать свои чувства сдерживать их нежелательное проявление.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку друг другу;
— прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;
— прививать трудолюбие и аккуратность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими навыками:
— способностью к самоорганизации и самообразованию;
— способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
— способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры;
— способностью использовать теоретические религиоведческие знания и
методы религиоведческого исследования на практике;
— способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую
религиоведческую информацию.
Выпускник, освоивший дисциплину:
Должен знать:
— особенности и характер формирования канонических текстов ислама и их анализ;
— основные нормы мусульманского культа, хозяйственного и семейного права;
Должен уметь:
— анализировать религиозные источники различными методами;
— применять на практике нормы мусульманского культа, хозяйственного и семейного права;
Должен владеть:
— терминологическим аппаратом, необходимым для понимания религиозных текстов ислама;
— навыками изложения религиозно-философских идей и выделения в них отдельных аспектов;
— навыками публичного выступления и ведения дискуссии.
Должен демонстрировать способность и готовность:
— свободно оперировать понятийным аппаратом курса;
— анализировать основные этапы развития мусульманского права, как мусульманской науки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Раздел дисциплины/модуля | Лекции | Практика | Самостоятельная работа |
1 | Модуль 1. Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина. | 2 | 1 | 0 |
2 | Модуль 2. Акыда – Вероучение. Религия ислам и её особенности. | 2 | 1 | 0 |
3 | Модуль 3. Иман – Вера. | 1 | 2 | 6 |
4 | Модуль 4. Ибадат – Поклонение. | 1 | 2 | 6 |
5 | Модуль 5. Очищение. | 1 | 2 | 6 |
6 | Модуль 6. Молитва. | 1 | 2 | 6 |
7 | Модуль 7. Пост. | 1 | 2 | 6 |
8 | Модуль 8. Закят. Хадж. Курбан. | 1 | 2 | 6 |
9 | Модуль 9. Ахляк – Нравственность. | 1 | 2 | |
10 | Модуль 10. Обязанности мусульманина. | 1 | 2 | 0 |
11 | Модуль 11. Обязанности перед семьей. | 1 | 2 | 0 |
12 | Модуль 12. Обязанности перед окружающими. | 1 | 1 | 0 |
13 | Итоговая аттестация | 1 | ||
Всего часов: | 14 | 22 | 36 |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Модуль 1. Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина.
Мусульманское право как классическая исламская научная дисциплина; история становления;
Модуль 2. Акыда – Вероучение. Религия ислам и её особенности.
Что такое религия. Ислам среди других религий. Цель религии ислам. Особенности религии ислам;
Модуль 3. Иман – Вера.
Исламские свидетельства. Основы веры. Люди с точки зрения веры. Вера, дающая человеку спокойствие и счастье;
Модуль 4. Ибадат – Поклонение.
Что такое ибадат. Виды ибадата. Степени ибадата. Что дает ибадат. Ислам. Что значит ислам. Столпы ислама. Кто такой мукалляф и его обязанности;
Модуль 5. Очищение.
Какое значение придает этому ислам. Виды воды. Польза от омовения. Фарды омовения. Сунна омовения. Как совершается омовение. Нежелательные действия при омовении. Обстоятельства, нарушающие омовение;
Модуль 6. Молитва.
Значимость молитвы и кто обязан совершать молитву. Время молитв. Виды молитв. Фарды молитв. Ваджибы молитв. Сунны молитв. Культура молитвы. Обстоятельства нарушающие молитву. Нежелательные действия во время молитвы;
Модуль 7. Пост.
Значение поста. Польза поста. Для кого обязателен пост в месяце Рамадан. Что дает сахур и ифтар. Когда и как совершается намерение на пост. Виды поста. Причины, разрешающие перенести соблюдение поста месяца Рамадан на другое время. Искупление «Фидия». Положение того, кто без причины не соблюдал пост в месяц Рамадан. Действия, нарушающие пост и требующие совершения кадаъа и каффарата;
Модуль 8. Закят. Хадж. Курбан.
Что такое закят. В чем польза закята. Кто выплачивает закят. Нисаб. Кому выплачивается закят. Значение хаджа и что он дает. Для кого и когда обязателен хадж. Виды хаджа. Важность жертвоприношения Курбан. Для кого обязателен Курбан. Как и когда выполняется Курбан;
Модуль 9. Ахляк – Нравственность.
Место нравственности в Исламе. Роль веры и поклонения в нравственном совершенствовании человека. Пророк Мухаммад – пример высокой нравственности. Мусульманская нравственность и труд;
Модуль 10. Обязанности мусульманина.
Обязанность пред Всевышним, пророком и св. Кораном. Обязанности перед самим собой. Культура гостеприимства. Культура приема пищи. Культура речи. Другие правила поведения;
Модуль 11. Обязанности перед семьей.
Значение семьи в Исламе. Обязанности членов семьи. Обязанности перед родственниками. Обязанности перед соседями;
Модуль 12. Обязанности перед окружающими.
Обязанность перед людьми. Обязанности перед животными. Нравственные обязанности мусульманина. Изречения пророка Мухаммада о нравственности.
Комплекс организационно-педагогических условий
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель: 36 недель, 1 ак. часа в неделю, 1 день в неделю, 1 час в день.
Учебных дней: 36 дней.
Общее количество учебных часов: 36 ак. час.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации учебного пространства в Мечети.
Учебный класс для занятий должна быть хорошо освещен и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, учебной литературой.
Частное учреждение дополнительного образования «Воскресная исламская школа Аль-Фатиха» имеет в распоряжении нежилое помещение с учебным классом, расположенными по адресу: 121293, город Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Дорогомилово, улица Минская, дом 2Б, этаж 2, помещение I, комната 3 (Учебный кабинет 1).
Учебный Кабинет 1 оборудован: Столы учеников- 6 шт; Стулья учеников- 12 шт; Стол преподавателя- 1 шт; Стул преподавателя- 1 шт; Доска- 1 шт; Шкаф- 2 штуки; Учебная литература.
Дидактические материалы применятся в зависимости от вида учебного занятия – это могут быть раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе- дополнительной общеразвивающей программе «Мусульманское право» (для взрослых) проводится квалифицированными специалистами, имеющими высшее образование, обладающими соответствующими знаниями и практическим опытом работы.
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая изучения учебного материала и прохождения итоговой аттестации.
Обучение может проходить по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом образовательной организации.
Продолжительность учебного процесса по программе дополнительного образования в соответствии с индивидуальным учебным планом может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются, фиксируются и демонстрируются в формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, анкетирования и тестирования, анализа готового изделия или защиты творческих работ, открытого занятия, электронной версии портфолио работ и достижений учащихся, журнал посещаемости, журнал наблюдений. По прохождению обучения и сдачи итоговой работы ученик получает Сертификат о прохождении обучения.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания образовательной программы предложена следующая система оценивания:
1 балл—начальный уровень- Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности. На итоговой аттестации показывают недостаточное знание материала, работа не соответствует требованиям;
2 балла—средний уровень- Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговой аттестации показывают хорошее знание материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки;
3 балла—высокий уровень- Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. На итоговом тестировании показывают отличное знание материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт.
Для промежуточного и итогового контроля используются различные формы диагностики: разработаны тематические тестовые материалы, анкеты, критерии оценки итоговых работ. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Примерные вопросы итоговой аттестации:
- Что такое религия?
- Что такое иман?
- Что такое ибадат?
- Что дает ибадат?
- Что значит ислам?
- Кто такой мукалляф?
- Как совершается омовение?
- Как совершается молитва?
- Когда совершается молитва?
- Что дает совершение молитвы?
- Что читается после молитвы?
- Как и когда совершается саджда саху?
- В чем значение поста?
- В чем польза поста?
- Для кого обязателен пост в месяце Рамадан?
- Что дает сахур и ифтар?
- Когда и как совершается намерение на пост?
- Что такое закят?
- В чем польза закята?
- Кто выплачивает закят?
- Кому выплачивается закят?
- Что такое хадж?
- В чем значение хаджа?
- Для кого и когда обязателен хадж?
- Как совершается хадж?
- Как совершается умра?
- Что такое Курбан?
- Для кого обязателен Курбан?
- Как и когда выполняется Курбан?
- Как надо поступать со шкурой и мясом жертвенного животного?
- Каких животных можно использовать в пищу?
- Каких животных нельзя использовать в пищу?
- Что такое Ахляк?
- Какие обязанности пред Всевышним?
- Какие обязанности пред пророком?
- Какие обязанности пред св. Кораном?
- Какие обязанности перед самим собой?
- В чем заключается культура гостеприимства?
- В чем заключается культура приема пищи?
- В чем заключается культура речи?
- Какие правила поведения в обществе вы знаете?
- Какие правила поведения в мечети вы знаете?
- Какие обязанности членов семьи?
- Какие обязанности родителей?
- Какие обязанности перед соседями?
- Какие обязанности перед людьми?
- Какие обязанности перед животными?
- Какие обязанности перед родственниками?
- Какие изречения пророка Мухаммада о нравственности вы знаете?
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные методы и формы работы с учащимися:
- Информационно- рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через самостоятельную работу с литературой.
- Наглядные методы (использование динамической и статической, предметной наглядности, работа с раздаточным материалом)
- репродуктивные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
- методы практической работы (тренировочные занятия, самостоятельное выполнение заданий);
- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
Перечень учебно-методического
обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe.
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к контролю по дисциплине.
Формы организации учебных занятий.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит учеников с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Тренировочные занятия – практические занятия, на которых проводится отработка навыков и умений по изученной теме.
Лекция — устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Дискуссия — всестороннее обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы — расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Педагогические технологии
— технология индивидуализации обучения — форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы деятельности ученика к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
— технология группового обучения — при групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
— технология проблемного обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
- Гайнутдин, Р. И. Ханафитская акида: основы исламской теологии / Р. И. Гайнутдин. — Н. Новгород.: ИД «Медина», 2012. — 145 с.
- Аляутдинов, Ш. Р. Мусульманское право. 1–2 уровни / Ш. Р. Аляутдинов. — СПб: Диля, 2010. — 496 с.
- Языджи, С. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). Пер. с тур. / С. Языджи. — М.: ИД «Читай», 2021. — 366 с.